?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я люблю читать. Это знают все.
В детстве я читала вообще все буквы, попадающиеся мне на глаза, от Фенимора Купера, до надписей на купюрах на языках пятнадцати братских республик, а также инструкции к электроприборам и передовицы местной прессы.

Сейчас я тоже читаю, но уже выборочно.
И когда мне попадается действительно хорошая книга, да еще известная, прочитанная ну всеми, кроме меня, я удивляюсь и радуюсь.

Вот так, несколько месяцев назад, я прочитала в первый раз «Повелитель мух» Голдинга. Первой реакцией был страх, тот страх, который возникает, когда лицом к лицу встречаешься с темнотой, живущей внутри человека.

А потом, спустя некоторое время, когда я прошла тренинг Юрия Бурлана по системно-векторной психологии, я поняла, что персонажи этой книги отличным образом иллюстрируют то, что я узнала на тренинге.


И я перечитала книгу еще раз. Напомню вкратце сюжет.

Идет война. Самолет, на котором эвакуировали детей, терпит крушение, и его малолетние пассажиры оказываются на необитаемом острове. Никто из них не знает где они, и не известно, как скоро их спасут и спасут ли вообще.
Остров, в принципе, вполне пригоден для жизни, на нем есть источник пресной воды, растут фрукты, водятся дикие свиньи. У ребятишек есть все возможности для выживания.

И они начинают выживать, как умеют.

Для начала, дети, разбросанные по джунглям, собираются все вместе.
Первые, с кем мы знакомимся — высокий, светловолосый Ральф и толстый близорукий Хрюша.

Ральф очень хорошо понимает, что нужно делать в таких обстоятельствах. Самостоятельный и ловкий, он испытывает потребность подвести подо все разумную базу, дети чувствуют к нему доверие, готовы слушаться его и следовать за ним.

Но кроме вожака Ральфа в племени (это можно назвать именно так) появляется лидер - высокий тощий рыжий мальчик по имени Джек Меридью. Джек очень хотел бы сам быть главным, но Ральф пользуется доверием большинства. Амбициозному Джеку не остается ничего кроме как возглавить свою небольшую группку - хор мальчиков, старостой которого он является, объявляет себя охотниками племени.

Третий важнейший персонаж — Хрюша. Этот плоскостопый, толстый, близорукий мальчик твердо знает, как надо поступать - ему его тетя всё объяснила. Он проявляет чудеса здравомыслия, хотя и излагает свои мысли долго, нудно, с множеством ненужных подробностей.

Сразу небольшое системное отступление.
С первого взгляда мы можем видеть, что на маленьком пространстве острова встретились уретральный вождь Ральф и кожный лидер Джек. Ральф от природы чувствует себя ответственным за выживание стаи. Самолюбивому Джеку важен его статус. Он испытывает сильный дискомфорт рядом с уверенно шагающим вперед Ральфом, а тот просто не замечает кожных мельтешений и попыток все ограничить Джека. Милый толстый Хрюша - выраженный носитель анального вектора: он поучает, наводит порядок и делится своими знаниями с членами племени.


Что же было дальше?

Ребята уверены, что их спасут, а пока корабль за ними в пути, они должны как следует наиграться! Им хочется, чтобы приключение было просто потрясающим!

«Нам нужны правила, и мы должны им подчиняться. Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует».
Это говорит Джек. (именно кожные люди создают закон, кожа – это и есть ограничение)

Уретральный Ральф тоже за жизнь по закону – закону справедливости, когда от каждого по способностям и каждому по его нехватке. Все остальное отпадает, как шелуха, за полной ненужностью.

После первых недель хаоса и разброда жизнь на острове потихоньку налаживается. На вершине горы поддерживается костер, на берегу строятся шалаши, охотники гоняют дичь.

Но, увы, не все так гладко: большинство ребят с удовольствием болтают на собраниях, а в реальной работе принимать участие не хотят. Шалаши строят только Ральф и мальчик по имени Саймон. А шалаши нужны, просто необходимы - некоторые из малышей не могут спать по ночам, потому что боятся Зверя, который может прийти из моря, и съесть их...

Отношения развиваются, племя распадается на две половины: охотники под руководством Джека, и остальные ребята, включая малышей под предводительством Ральфа.
Столкнувшись с детским нежеланием работать, Ральф, ощущая за других, целыми днями строит шалаши сам. В то время как Джек идет по следу свиньи, одурманенный желанием заработать себе славу. Кожно-зрительные мальчики по ночам кричат от страха перед кошмарным Зверем-людоедом.

Отдельно стоит сказать про звукового мальчика Саймона. Молчаливый, замкнутый, он не может подобрать слова на собрания, ему тяжело говорить на публику, он болезненно реагирует на резкие звуки. «Хохот больно ударил Саймона и разбил его решимость вдребезги». Но именно Саймон, с его звуковым вектором, как никто другой понимает природу Зверя, которого так боятся дети и все время пытается сказать, что Зверь не в море и не в джунглях, а внутри человека.


Разлом

Дети загорели, их кожа обветрилась, волосы отросли и спутались. Одежда повисла лохмотьями. Они все больше напоминают дикарей, но над ними «невидимый, но строгий, витает запрет прежней жизни». Их все еще «удерживает за руку  цивилизация».

И тут происходит несчастье. Их сигнальный костер, который должны были день и ночь поддерживать охотники, погас, погас именно в тот момент, когда на горизонте видна тоненькая полосочка дыма из трубы проходящего мимо корабля. Шанс на спасение упущен. Зато охотниками убита свинья.

Это вызывает конфликт между Джека с Ральфом, поскольку становится все более явно, что у них абсолютно разные приоритеты и цели. Голдинг говорит о них: «два мира чувств и понятий, неспособные сообщаться».

Классическое противостояние вождя и себялюбивого интригана кожника. Им тесно рядом. Кожный Джек ненавидит уретрального Ральфа, а Ральф просто не замечает его амбиций, до тех пор, пока его выходки не вредят стае…

Повелитель мух

Однажды Саймон натыкается на мертвую свиную голову, оставленную охотниками в жертву Зверю, и слышит ее голос.

«– И вы вообразили, будто меня можно выследить, убить? – сказала голова. Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота. – Но ты же знал, правда? Что я – часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?
И снова забился хохот.
– А теперь, – сказал Повелитель мух, – иди-ка ты к своим, и мы про все забудем.
Голова у Саймона качалась. Глаза прикрылись, словно в подражание этой пакости на палке. Он уже знал, что сейчас на него найдет. Повелитель мух взбухал, как воздушный шар.
– Просто смешно. Сам же прекрасно знаешь, что там, внизу, ты со мною встретишься, – так чего же ты?»

Саймон отправляется на вершину, чтобы выяснить, кого или что считает Зверем всё племя. И находит то, что ищет: оказывается, что «зверь» – это запутавшийся в парашюте труп летчика. Он бежит к ребятам, чтобы рассказать им, что на вершине бояться некого…

Трагедия

Начинается гроза, разгоряченные охотой и едой, охотники танцуют и поют свои дикие песни. Порыв ветра поднимает парашют с трупом летчика, и, заметившие это, возбужденные, напуганные, объединенные своим воинственным единством, члены стаи превращаются в кровожадную толпу.

«Из ужаса рождалось желание – жадное, липкое, слепое.
– Зверя – бей! Глотку – режь! Выпусти – кровь!
Снова вызмеился наверху бело-голубой шрам и грянул желтый взрыв. Малыши, визжа, неслись с опушки, один, не помня себя, проломил кольцо старших:
– Это он! Он!
Круг стал подковой. Из лесу ползло что-то Неясное, темное. Впереди зверя катился надсадный вопль.
Зверь ввалился, почти упал в центр подковы.
– Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!
Голубой шрам уже не сходил с неба, грохот был непереносим. Саймон кричал что-то про мертвое тело на горе.
– Зверя – бей! Глотку – режь! Выпусти – кровь! Зверя – прикончь!
Палки стукнули, подкова, хрустнув, снова сомкнулась вопящим кругом. Зверь стоял на коленях в центре круга, зверь закрывал лицо руками. Пытаясь перекрыть дерущий омерзительный шум, зверь кричал что-то насчет мертвеца на горе. Вот зверь пробился, вырвался за круг и рухнул с крутого края скалы на песок, к воде. Толпа хлынула за ним, стекла со скалы, на зверя налетели, его били, кусали, рвали. Слов не было, и не было других движений – только рвущие когти и зубы.»

Единые в порыве животной ярости, связанные единством дикого танца, охотники убивают Саймона, приняв его за Зверя.

Становится все хуже и хуже

Джек строит укрепления на площадке охотников и становится настоящим тираном: бьет и наказывает тех, кто ему противоречит. Он совершает вылазку и похищает у Хрюши очки, чтобы с помощью единственной оставшейся линзы зажигать огонь. Бедный Хрюша, оставшись без очков, не видит ничего.

«– Я пойду к нему с рогом в руках. Я подниму рог. Я скажу ему – так, мол, и так, скажу, ты, конечно, сильней меня, у тебя нету астмы. И ты видишь прекрасно, скажу, ты обоими глазами видишь. Но я у тебя не прошу мои очки, я у тебя их не клянчу. И я не стану тебя упрашивать, мол, будь человеком. Потому что неважно, сильный ты или нет, а честность есть честность! Так что отдавай мне мои очки, скажу, ты обязан отдать!»

Увы, это последняя речь Хрюши, переговоры переходят в бой, во время которого Хрюша погибает. Эрик и Сэм, последние сторонники Ральфа связаны, Ральф остался один, и прячется в зарослях.

Последняя охота

… Его загоняют, как зверя, чтобы убить. Он смотрит на охотников из убежища, и видит раскрашенных дикарей, а не тех ребят, с которыми вместе оказался на острове. Дикари поджигают джунгли, чтобы выкурить Ральфа из его убежища.

Весь остров охвачен пламенем, и наконец, в самый последний момент, по законам приключенческого жанра, когда ужа на Ральфа уже наставлены десятки заостренных копий, приплывает катер с патрулем.

Ральф, загнанный и одинокий, и в этой ситуации остается вождем.
Пусть Джек чуть не уничтожил его физически, но на вопрос офицера «Кто у вас главный?», Ральф отвечает «Я». Он чувствует себя действительно ответственным за все, что произошло на этом острове с этими детьми.
А что же Джек? «Мальчуган в остатках немыслимой шапочки на рыжих волосах, с разбитыми очками, болтавшимися на поясе, шагнул вперед, но тут же передумал и замер»...


Такие вот системные игры.

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
yanasobol
May. 14th, 2012 07:45 am (UTC)
Занятно... Почему это "Повелитель мух" мимо меня проскочил? Просто удивительно. Но после столь мастерского и яркого системного разбора обязательно прочитаю это произведение.
Культурная надстройка создает илюзию, что мы далеко ушли от первобытной стаи. Но стоит любого из нас поместить в экстремальные условия - и врожденная видовая роль выходит на первый план.
Огромное спасибо за статью - прочитала на одном дыхании :)
malteez
May. 14th, 2012 07:54 am (UTC)
Я просто очень советую прочитать книгу. Она яркая такая, и язык сочный, просто видишь все события внутренним взором.
mizz_ant
May. 14th, 2012 08:49 am (UTC)
Спасибо, очень любопытно. Хорошо, что в детстве не читала. Страшно же )

Просмотрела про векторно-системную психологию Бурлана - забавный вариант-лайт Леопольда Сонди. Имхо, разумеется. Забавность связан с названиями векторов и напором тренинговых предложений.
malteez
May. 14th, 2012 09:24 am (UTC)
Не, все же, вектора и родовое бессознательное это несколько разные вещи.
Я тоже сначала думала, что это об одном и том же . Потом поняла, что о разном речь идет.
Ну а предложения - в современном мире любой, в том числе самый качественный продукт нуждается в промоушене. Это нормально и правильно, я считаю.
(no subject) - mizz_ant - May. 14th, 2012 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - mizz_ant - May. 14th, 2012 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - zazerkalye - May. 14th, 2012 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mizz_ant - May. 14th, 2012 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mizz_ant - May. 14th, 2012 04:21 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 14th, 2012 08:54 am (UTC)
Очень хорошо получилось разложить по векторам персонажей, особенно яркие образы кожного вектора, уретрального вожака и анального толстяка.

Со звуком, как то смутно получилось, возможно Саймон был не столько звуковик, как зрительный вектор, потому что только этот вектор обладает такой богатой фантазией, чтобы разговаривать с НЛО или со зверем.

Потом, тогда закономерна его смерть в первую очередь, ведь как раз кожно-зрительные мальчики часто использовались для жертвоприношения и дети это инстинктивно чувствовали.

Ещё один не ясный вопрос, это лидерство кожного вектора, по идее не мог уретральный вожак остаться один, так как его лидерство безоговорочность признаётся всеми в стае... Кожа могла стать вожаком в случае только смерти вожака.

Изумительное произведение показывающее, как тонок и не прочен налёт культуры на современном человеке, как долог путь от варварства к цивилизации и как коротка обратная дорога к дикому животному.
malteez
May. 14th, 2012 09:02 am (UTC)
Ну он же такой был, Саймон, внутрь обращенный. Ему трудно говорить на публику, скажет предложение, и больше не может, его громкий шум ранит. Причины всего внутри себя искал.
Возможно, кожно-зрительный со звуком?
Кожник интриговал и перетягивал одеяло всю книгу. Он постоянно завидовал, что Ральф главный, старался его принизить в глазах племени, и подлостью и ложью увел Ральфовых сторонников за собой. Уретральный Цезарь и кожный Брут, я так это понимаю.
svoja_volna
May. 14th, 2012 09:02 am (UTC)
Люблю это произведение, хотя местами читать его очень тяжело даже сейчас (я впервые я прочла его лет в 15-16 как задание по внеклассному чтению). Но вы правы, сквозь призму системного мышления текст дается особенно хорошо! Я не раз вспоминала его, когда думала о том, что дети - первобытная стая, сдерживаемая нами и нашим обществом от дикой жестокости.
malteez
May. 14th, 2012 09:07 am (UTC)
А я недавно прочла, параллельно с прослушиванием тренинга, понятно, что впечатление получилось огромное)
Дети, да, они еще очень непосредственны и природное из них часто проглядывает. Я даже по дочке сужу, 11 лет. В классе начались именно что дикие игры.
(no subject) - wifenikola - May. 14th, 2012 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 03:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zazerkalye - May. 14th, 2012 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 03:37 pm (UTC) - Expand
natik908
May. 14th, 2012 10:34 am (UTC)
Интересное исследование. Думаю, Саймон был все же звуковик со зрением. В жизненной ситуации Джек не противостоял бы так Саймону, поскольку видовые роли в данном случае распределились бы очень четко: надо было сохранять целостность тела. Плод фантазии писателя, не знакомого с системно - векторной психологией несколько исказил ситуацию. Он рассматривал описываемые события с позиции наработанной многими веками культурной надстройки, не зная, что в условиях сверхстресса, она слетает, как пушинка от дуновения ветра. Остается только животное: выжить во что бы то ни стало, а в этом случае молниеносно срабатывают законы ранжирования.
natik908
May. 14th, 2012 10:36 am (UTC)
Прошу прощенья за досадную описку: Джек не противостоял бы Ральфу, конечно!
malteez
May. 14th, 2012 03:33 pm (UTC)
Я поняла, ага.
Но ведь противостояние кожника уретральнику это класска: цезарь и Брут - первый пример.
(no subject) - natik908 - May. 14th, 2012 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natik908 - May. 14th, 2012 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 05:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - natik908 - May. 14th, 2012 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 05:44 pm (UTC) - Expand
croca
May. 14th, 2012 02:15 pm (UTC)
Здорово! Я тоже об этой книге вспоминала, когда слушала лекции по СВП. Но вот такие важные детали - про звуковика Саймона, про малышей, даже про Хрюшу - уже стерлись из памяти, а без них картина не полная.
После первого прочтения у меня осталось ощущение ужаса - что мы ходим на краю пропасти, вся цивилизация. Шаг в сторону - и всё, убийства, каннибализм.
malteez
May. 14th, 2012 03:32 pm (UTC)
Именно ужас, ага. Что скрыто под милыми улыбками наших деток, да и у взрослых наших ближних.
croca
May. 14th, 2012 02:15 pm (UTC)
Замечательный разбор, спасибо! :)
malteez
May. 14th, 2012 03:37 pm (UTC)
Спасибо тебе на добром слове.
zazerkalye
May. 14th, 2012 02:36 pm (UTC)
ужасный сюжет(( Я не могу читать таких книг. Действительно, культура сделала человека человеком, табуировав и каннибализм, и эту жуткую неприязнь...
Хороший разбор, спасибо!
malteez
May. 14th, 2012 03:50 pm (UTC)
Вот читаешь, и реально страшно. Еще язык такой сочный. Просто слышишь, как шелестят листья, как тяжело дышит бегущий ребенок.
rainy_jazz
May. 14th, 2012 02:42 pm (UTC)
Действительно, очень увлекательно...
malteez
May. 14th, 2012 03:38 pm (UTC)
Почитайте, это правда очень захватывающая книга.
axiplus
May. 14th, 2012 02:53 pm (UTC)
я саму книгу довольно давно читала, в юности,
а вот спектакль в театре Европы смотрела в прошлом году,
а вы знаете, "Повелитель мух" такая своеобразная пародия на приключенческую книжку "Коралловый остров" Р. Баллантайна, написанную почти за сто лет до нее. Героями Баллантайна были мальчики, случайно оказавшиеся на необитаемом острове. В трудных ситуациях они неуклонно придерживались кодекса юных джентльменов. Голдинг даже дал имена героев книги Баллантайна - Ральф и Джек - главным героям своего романа.
А "повелитель мух" - это Вельзевул, вторая фигура в аду, ближайший соратник и соправитель Сатаны-Люцифера. Мухи символизируют грешные души, покинувшие своего истинного жениха - Христа и ставшие "женами" Вельзевула.
кстати, в спектакле Додина актеры носятся по канатам - чистые обезьянки. звереныши, какие уж там джентльмены
malteez
May. 14th, 2012 03:47 pm (UTC)
Да, я знаю, что Голдинг написал пародию на "Коралловый остров", полностью переписав характеры героев. Многим он придал черты, противоположные оригинальным. Такое вот у него видение сюжета.
Кстати, этот сюжет - горстка подростков, выживающих на необитаемом острове, очень популярен. Даже Хайнлайн отметился в этом жанре. И, надо сказать, мотив Лидера и интригующих против него соперников, просматривается практически везде.
(no subject) - axiplus - May. 14th, 2012 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 14th, 2012 04:11 pm (UTC) - Expand
ritkar
May. 14th, 2012 06:55 pm (UTC)
К сожалению не читала книгу. Но в статье все так описано, что понятен сюжет. Да, не приведи Бог оказаться в такой компании! Вспомнила рассказы парня, который пришел к нам работать после заключения. Сначала он сидел в детской, а потом его перевели во взрослую тюрьму. Говорил, что в детской вообще не возможно жить, во взрослой намного легче. Я тогда не поняла почему. Теперь стало понятно.
malteez
May. 15th, 2012 05:44 am (UTC)
Фишка в том, что там не какая-то дурная компания - обычные английские детишки из обычных семей. Мальчики из церковного хора, школьники.
system_ok
May. 15th, 2012 12:40 pm (UTC)
По-моему я эту книгу не читал. Спасибо за интересный рассказ, захотелось прочитать. Одна проблема лишь, где взять время для этого.
malteez
May. 15th, 2012 12:42 pm (UTC)
За счет сна, конечно же!)))
(no subject) - system_ok - May. 15th, 2012 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - May. 15th, 2012 12:55 pm (UTC) - Expand
matilda_i_ja
May. 15th, 2012 04:38 pm (UTC)
Мы смотрели в театре Натальи Сац, премьеру. Поэтому помню сюжет хорошо. А потом сыну фильм по мотивам купила этого же произведения. Да, страшные игры.
Но дети понимают сюжет. Мне показалось страшным, трагичным происходящее, а дети аплодировали и говорили - нормально. То есть, их происходящее не шокировало.
"Я люблю читать. Это знают все." Ну, вот, теперь и я знаю.
livejournal
May. 15th, 2012 05:49 pm (UTC)
&quot;Повелитель мух&quot;. Противостояние двух вождей.
Пользователь lunachu сослался на вашу запись «"Повелитель мух". Противостояние двух вождей.» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Повелитель мух". Противостояние двух вождей. [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )

Profile

malteez
Ирена-Иоанна
Website

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com