?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про Академию Наук

Ну, вы знаете - я называю Димона Димоном, и встречаю каждую его инициативу громким смехом и бурными аплодисментами.
Вчерашняя новость о том что он надумал реорганизовать РАН тоже не оставила меня равнодушной, и я уже было хотела вставить ее в список самых любимых мной Димоновых акций, так то бадминдтон, отмена зимнего времени, и проч, но решила всё же разобраться. Все же наука для меня не самая чуждая область. И папа у меня профессор, активно ведет научные работу, и сама я кандидатскую защитила, правда, на кандидатскую зарплату в 90-е нечего было есть, пришлось пойти работать совсем в другую область. Но всё равно проблемы ВУЗов и науки меня волнуют.

Поэтому я пошла на сайт Правительства, и почитала что конкретно они предлагают.
И знаете что, не могу не согласиться со многими положениями.
С российской наукой надо что-то делать обязательно и причем срочно.
Да, научные кадры стареют. Это я знаю не понаслышке.
Да, доля отечественной науки на мировом научном рынке снижается.
Да, наука в неважном состоянии. Это правда. 90-е подкосили научные институты полностью. Молодые кадры разбежались, студенты не видели смысла в занятиях наукой. Плюс исчезла смычка с производством, поскольку и производство в то время планомерно губилось.
Да, надо что-то менять в Консерватории Академии Наук, иначе капец.

Что предлагают:
Создать новую Российскую академию наук, куда войдут члены нынешней РАН, а также члены и член-корры академии медицинских наук и академии сельскохозяйственных наук. Нынешние Академии, соответственно, свое существование прекратят.
Это мне кажется немного странным - физика или математика, объединенные с сельским хозяйством и медициной будут эээ... как конь и трепетная лань.

А вот все хозяйственные и функции возьмет на себя специально созданное агентство, которое и будет распределять финансирование и заниматься управленческими вопросами. Вот тут мне видится некий подвох, поскольку за этим агентством нужен будет четкий контроль. Не должно быть возможностей для коррупции.

Финансирование из бюджета, как я поняла, также это агентство будет распределять. И здесь также есть моменты, которые должны быть четко продуманы. Мне папа мой рассказывал, как распределяются научные гранты. Абсолютный и полный междусобойчик. Деньги на исследования выделяются не ученым с перспективными темами, а тем, кто ближе к кормушке. И это ни для кого не секрет!
Даст ли создание новой структуры гарантию, что такое распределение денег уйдет в прошлое - это мой вопрос к законодателям.

Пока писала этот пост, нашла статью с неплохим анализом нынешнего состояния науки, почитайте.http://polit.ru/article/2013/06/27/science/
Ученые кадры стареют, наука не эффективная, не авторитетная, при том, что финансирование вполне неплохое: 1,5-2 млрд в год.

Я категорически считаю что науку надо возрождать. Она в руинах. Надо чтобы наука взаимодействовала как с ВУЗами, с одной стороны, так и с производством, с другой, иначе ей окончательный конец. На первый мой взгляд запланированная реорганизация РАН вполне может повернуть дело к возрождению.
Но, как обычно, вопрос в реализации. Даже не хочется писать "поживем-увидим", потому что отступать некуда.

Comments

( 93 comments — Leave a comment )
guglia
Jun. 28th, 2013 05:55 pm (UTC)
Это все, конечно, хорошо и красиво, но смысл данного начинания исключительно и только в переделе баблоса - не эти вот, какие-то там ученые, съевшие говна печеного, будут решать, что им строить и покупать, а мы, мы, наши, наши, свои, мои!

Вот так мне видится это очередное димоново предприятие, чтоб он сдох.
malteez
Jun. 28th, 2013 06:08 pm (UTC)
Так я про это тоже говорю, что раздел бабла передается из одних рук в другие.
И если сейчас одни люди распределяют баблос по своим карманам и карманам ближних, то в новой структуре эту функцию возьмут на себя другие.
Но то что происходит сейчас это тоже безобразие.
А то, что запланировано, вроде как может повернуть ситуацию в лучшую сторону, но я сильно опасаюсь что может "получиться как всегда".
(no subject) - guglia - Jun. 28th, 2013 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 28th, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - guglia - Jun. 28th, 2013 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 28th, 2013 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - guglia - Jun. 28th, 2013 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pashenko_ecolog - Jun. 29th, 2013 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - guglia - Jun. 29th, 2013 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pashenko_ecolog - Jun. 29th, 2013 02:57 pm (UTC) - Expand
hithlin
Jun. 28th, 2013 06:08 pm (UTC)
Это мне кажется немного странным - физика или математика, объединенные с сельским хозяйством и медициной будут эээ... как конь и трепетная лань.

Ну, а физика и история в одной упряжке? Или, точнее, история в подчинении у физики, поскольку главами РАН / АН СССР всю дорогу были физматтоварищи, где-то на заре только был какой-то ботаник...
malteez
Jun. 28th, 2013 06:11 pm (UTC)
Но и всё же и физику и историю можно отнести к академической науке, а вот сельское хозяйство с медициной это ну совсем другая область деятельности. Более прикладная, что ли. Так мне кажется.
(no subject) - guglia - Jun. 28th, 2013 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 28th, 2013 06:53 pm (UTC) - Expand
Посмотрела - malteez - Jun. 28th, 2013 06:33 pm (UTC) - Expand
diksio
Jun. 28th, 2013 06:22 pm (UTC)
Наука, она...известно, вещь непростая. Помнишь, наши ребята уехавшие получили премию Нобелевскую тама? Вить им предлагали вернуться, и работать в Сколково. Причем за сумасшедшие деньги(много в стране лишних денег-та), так они сказали - мы не сумасшедшие.
malteez
Jun. 28th, 2013 06:26 pm (UTC)
Со Сколково уже всё понятно. Буквально на днях там стали кормушку прикрывать. ))) И, кстати, было понятно изначально.
kot_pafnusha
Jun. 28th, 2013 06:33 pm (UTC)
Ливанов поднял оклады профессорам и преподавателям - в 5 раз
- профессор с 12000 до 65000

Во всем мире наука ВУЗовская,
РАНов нету там.

Есть ещё лаборатории, типа Сакле, Лос-Аламоса и др.
malteez
Jun. 28th, 2013 06:53 pm (UTC)
Чота папа мой 65 тыр не получает(((((
Зп подняли, конечно, но и нагрузку в полтора раза тоже. Про ВУЗовскую науку я согласна. Ученых надо воспитывать из студентов, и так и было раньше же.
(no subject) - kot_pafnusha - Jun. 28th, 2013 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 28th, 2013 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jun. 29th, 2013 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kot_pafnusha - Jun. 30th, 2013 11:02 am (UTC) - Expand
the_mumla
Jun. 28th, 2013 07:27 pm (UTC)
а вы представляете что происходит в регионах?
мой муж - кандидат наук, работает в двух вузах нашей республики, так что знаю не по наслышке)
один из вузов в год (!!!) имеет на научные исследования 200 тысяч рублей!!!! вот что это??? это примерно половина зарплаты прежнего ректора (теперь он депутат и за хищения его хрен привлечешь)
все плохо, короче

так что про сиськи комментировать веселее))
malteez
Jun. 28th, 2013 07:29 pm (UTC)
Ну да, представляю. Жуть. Образование, в том числе высшее, добили. Теперь надо смотреть, чтобы еще и науку не добили.
traverse
Jun. 28th, 2013 07:48 pm (UTC)
Как все испугались гневного окрика и помчались в каменты возрождать науку. :)))
malteez
Jun. 28th, 2013 07:52 pm (UTC)
Ну так а зачем я заругалась?) Поговорить о животрепещущем захотелось, а не с кем!
(no subject) - traverse - Jun. 28th, 2013 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 28th, 2013 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - traverse - Jun. 28th, 2013 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 28th, 2013 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - traverse - Jun. 29th, 2013 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - traverse - Jun. 29th, 2013 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - traverse - Jun. 29th, 2013 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 12:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - traverse - Jun. 29th, 2013 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 04:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - traverse - Jun. 29th, 2013 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - ne_berta - Jun. 29th, 2013 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - malteez - Jun. 29th, 2013 11:02 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 28th, 2013 08:29 pm (UTC)
INRI
Ребята и девчата! Все , о чем вы речь ведете, очень правильно и здОрово. Но. Наука начинается , как ни странно, со школьного образования. Вспоминаю школу в СССР (А вспомнить есть что: родители всю жизнь преподавали, хотя и гуманитарные предметы, мама - инглиш, папа - историю, директор школы был. Я - отличник-ботаник в те времена...). Так вот. любой троечник выпуска тех лет (1970-е) заткнул бы за пояс своими знаниями теперешнего 100-бального "отличника".
Когда-то учебникам сыновей удивлялся, теперь охреневаю от учебников внучки.
В институтах детишки за бабки учатся, знания выпускников -инженеров (по специальности) примерно равны уровню 8-9 классов прежней школы. Нисколько не утрирую. Разработчик антенн СВЧ с 5-летним стажем не знает, как работают и что из себя представляют индуктивность и ёмкость... " У нас электротехнику преподавали мало и плохо"! Но. ёкарна, без этого и в радио лезть нефига!
А знание русского языка? Тут я ваще балдю.... Такого понапишут, что прямо хоть стой, хоть падай!
Так что, прежде чем академии перелопачивать, надо бы подумать о том, кто на смену нынешним (в основном, пенсионерам) академикам придет.... Да и в академики кто только не пробрался за бабульки....
malteez
Jun. 28th, 2013 08:50 pm (UTC)
Re: INRI
Уже подумали, ага. Реформируют школу(((
Я согласна, учебники сейчас наистраннейшие. По крайней мере по математике. То степени в 4-м классе, то площадь круга через пределы и теория вероятности в 6-м. При том что дети толком не научены действиям с дробями.
Re: INRI - (Anonymous) - Jun. 29th, 2013 12:11 pm (UTC) - Expand
Re: INRI - malteez - Jun. 29th, 2013 12:23 pm (UTC) - Expand
alexav1000
Jun. 28th, 2013 09:07 pm (UTC)
Неплохое финансирование?! Видно вы шутите :) В США на науку тратят $300 млрд в год.
malteez
Jun. 28th, 2013 09:11 pm (UTC)
И наверное эта сумма не разворовывается еще.
visokosgod
Jun. 29th, 2013 07:17 am (UTC)
Российская наука сама может решать что ей с собой делать.
malteez
Jun. 29th, 2013 07:57 am (UTC)
Об этом уже академики СО открытое письмо написали, я выше его привела. Правильно на самом деле.
Но пока всё же результаты самостоятельного руководства не очень утешительные)

Edited at 2013-06-29 12:18 pm (UTC)
(Anonymous)
Jun. 29th, 2013 12:44 pm (UTC)
Статья, на которую Вы ссылаетесь, не является "неплохим анализом нынешнего состояния науки". И даже не потому, что она написана политтехнологом определенной направленности. А потому, что там полно передергиваний и устанавливается средняя температура по больнице.
Например.
1) "Число сотрудников Академии составляет 104 тысячи человек. Из которых, впрочем, только половина является учеными, а вторая половина – обслуживающий персонал, к науке отношения не имеющий. Стало быть, на каждого ученого – по административному работнику."

Комментарий: имеем "случай так называемого вранья".
Из "обслуживающего персонала" административные работники составляют БЕЗУСЛОВНО МЕНЬШУЮ часть. При всем желании нельзя жить без бухгалтерии и отдела кадров, например. Впрочем, когда-то уже Казначейство пыталось решать, что оплачивать, а что - нет. И тогда ученым приходилось объяснять своему бухгалтеру, чтобы он объяснил в казначействе, что "вот без этой штуковины нельзя работать". Опять туда возвращаться?
Другая группа "обс.персонала" - это сантехники, электрики, столяры и т.п.
И последняя (их большинство из не "ученых") - это лаборанты (чаще всего - студенты профильных специальностей) и инженеры.
Я говорю о естественных науках.
Но именно в этой области нельзя плюнуть на то, где ты работаешь и какое у тебя оборудование, и работать удаленно.

2) Про публикации. ВУЗовских публикаций, во-первых, не настолько больше. Во-вторых, сотрудники РАН часто подписывают свои публикации "... институт РАН, ... университет". В-третьих - см. п.3

3) И наконец, судьи-то кто? Министерство образования.
Именно по проектам МОН - самая неимоверная отчетность (в среднем получается страниц по 100 за месяц работы), самая часто меняющаяся и самая забюрократизированная и требующая соблюдения сотен формальных нюансов. Именно на период написания такой отчетности (в отличие от отчетов в РФФИ и по программам Президиума РАН) совершенно бессмысленно планировать продолжение экспериментальной работы или написание статей, потому что хоть убейся, но в неделе только 168 часов, а нужно еще и добираться до работы и с неё, да и очень много (хотя Мухин об этом не в курсе) ученых вовсе не пенсионеры, у них есть семьи и дети дошкольного и школьного возраста.
Именно по проектам МОН нужно убиться, но показать статью в определенные (краткие весьма) сроки, за которые можно попробовать напечататься здесь, но фиг напечатаешься в "Nature", при этом они возмущаются, если написано не "работа финансировалась МОН", а "МОН и кем-то еще".
Если в нашей стране нет института инвестиций профильного (не нефтяным и пр. ТЭК) бизнеса в науку (хотя бы прикладную, хотя фундаментальной - ей повеситься сразу, она нам не нужна?), то надо убить даже то, что работает?
malteez
Jun. 29th, 2013 01:41 pm (UTC)
НУ вот вы это всё описали, и считаете что это так уж хорошо, и должно быть сохранено? Мне почему-то так не кажется.
Я знаю про эти статьи и про безумные отчеты, а как же, очень даже наслышана. Но это вопросы к министерству образования же.
Ёлки, ну ведь те кто работают в науке видят же сами что всё далеко не радужно.
Я написала про то, что надо как-то поднимать всю историю, если не хотим чтобы всё умерло окончательно. Разве же нет?
(no subject) - (Anonymous) - Jun. 30th, 2013 07:18 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 29th, 2013 12:58 pm (UTC)
И обратите внимание на то, как это делается.
Летом, не только в период отпусков, но под закрытие сессии Госдумы, спешно, из-под полы.
Не говоря уж о том, что штамповать это будут в ГД и Совете Федераций герои диссертационных скандалов (кстати, как правило, они-то защищались не в РАН).
Мне плевать, какие отступные получат академики и чиновники от науки вообще и от РАН в частности, ударит все равно по рядовым сотрудникам.

Хорошие дела такими методами не делались и не делаются.
malteez
Jun. 29th, 2013 01:01 pm (UTC)
По письму академиков мне показалось что ударит как раз по ним. У них отнимают распределяющую функцию же.
А у рядовых сотрудников ее никогда и не было.
(no subject) - pashenko_ecolog - Jun. 29th, 2013 02:42 pm (UTC) - Expand
malteez
Jun. 29th, 2013 02:49 pm (UTC)
Вы нездоровы? Обратитесь в медицинское учреждение.
(no subject) - pashenko_ecolog - Jun. 29th, 2013 02:58 pm (UTC) - Expand
boddhi
Jun. 29th, 2013 04:40 pm (UTC)
Академия -- это еще 55 музеев, в том числе и знаменитая Кунсткамера в Питере, и Палеонтологический музей, и Зоологический музей, и знаменитый Пушкинский дом. Чтобы это все сохранялось, поддерживалось, чтобы передавалась эта уникальная культурная среда, которая делает музей музеем, а не просто складом забавных вещиц, нужны квалифицированные специалисты, нужны деньги. Плюс это еще заповедники и обсерватории, в которых тоже работают ученые. А вы говорите, 1,5-2 милиарда неплохое финансирование, наука неэффективна. Да это мизерный бюджет, в сравнении с другими бюджетам.
techwork
Jun. 30th, 2013 12:01 am (UTC)
Наука начинается не со школы,ВУЗа,РАНа или чего то ещё. Наука начинается с идеологии. Именно идеология государства и задаёт структуру и приоритеты науки. Если идеология такая как в России то тут любая структура будет работать одинаково плохо. Поэтому хозяйственники пошли по пути оптимизации расходов. Зачем платить больше за теже крохи ? Как показала практика немногие не уехавшие и что то соображающие ученые лучше всего работают по грантам. Поэтому и решено привести систему к грантовой.
diksio
Jun. 30th, 2013 04:57 pm (UTC)
Наши все спи....ят, все распилят, одни щепки останутся.
( 93 comments — Leave a comment )

Profile

malteez
Ирена-Иоанна
Website

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com